Большая теория катастрофы. Почему вундеркинды-миллиардеры выглядят идиотами
Фото: kemerovo.tsargrad.tv

Царьград публикует третью часть расследования о крахе криптобиржи FTX и её связи с теневым мировым правительством. Журналист Мэтью Кроуфорд называет очередные имена соучастников и показывает, какие огромные силы и деньги стояли за возведением лидера заговора в ранг "гениев" уровня Баффета, Моргана и Джобса.

Персонажи второго плана: тихие гении

В прошлый раз я представил вам главных публичных действующих лиц аферы. Но в этом деле есть ещё несколько личностей.

Сэм Трабукко, ещё один математический гений, имеет репутацию первоклассного специалиста по интеллектуальным играм. Он начал торговать в Susquehanna International Group (SIG), крупнейшей в мире фирме по торговле опционами (именно там и я изучал трейдинговые игры). Часть программы обучения SIG включает в себя много часов игры в безлимитный холдем (распространённая разновидность покера – прим. ЦГ). Возможно, этот опыт помог ему ещё в августе понять, что пора отказаться от должности содиректора Кэролайн Эллисон в "Аламеде". Видимо, Сэм хорошо понимал общую картину, складывающуюся между FTX и Alameda, и понимал, что впереди – мутные воды.

Нишад – бывший инженер Facebook*, о котором коллеги говорят, что он выполнял "нестандартную работу по машинному обучению", чего достаточно для большинства торговых команд, особенно для тех, которые склонны к фейковым сделкам. Его и "тихого миллиардера" Гэри Вана (бывшего соучредителя и главного технического директора FTX) их бывшие соученики и коллеги описывали мне как "тихих, глубоких мыслителей".

Нишад и Гэри вряд ли относятся к внутреннему кругу вдохновителей проекта, и один человек, с которым я разговаривал, задавался вопросом, не пошли ли они по скользкой дорожке после того как их соблазнили (большими деньгами – прим. ЦГ). Оба уже сбежали с корабля, оставив Сэма Бэнкмана-Фрида и Кэролайн – вероятно, чтобы работать с настоящими взрослыми и вылезти, наконец, на берег из тех самых мутных вод.

Гэри Ван – возможно, самый непубличный миллиардер из тех, чьи имена хотя бы известны публике. В отличие от его коллег, на аватарке Вана на сайте FTX не было его лица. Его страница в LinkedIn** (заблокированная в России социальная сеть) также была удалена, а на веб-сайте Sequoia, инвестора FTX, просто указано имя Вана с изображением его затылка. Наконец, у него вообще нет страницы во всезнающей "Википедии" – во-первых, попытки её создания блокируются кем-то из модераторов, во-вторых, просто отсутствует информация, которую можно было бы туда поместить.

Директор FTX по регулированию Дэниел Фридбург был юристом и посредником в скандалах вокруг мошенничества с Ultimate Bet и Absolute Poker (здесь автор даёт ссылку на ролик с секретными записями, но, разумеется, YouTube его уже удалил. – прим. ЦГ). Это, впрочем, никак не отменяет подозрения, что FTX с самого начала сама планировала незаконные сделки.

Парадокс вундеркиндов

Относительно вундеркиндов, ставших влиятельными финансистами, существует странный парадокс, и его необходимо решить. Были ли эти дети попросту глупо небрежными (описание феерического подхода этих юношей и девушек к бизнес-процессам – в конце второй части – прим. ЦГ), когда организовывали эти пирамидоподобные структуры, которые лопнули бы при любых обстоятельствах?

Бизнесмен Кевин Маккернан, сам по себе тот ещё персонаж (инвестор проекта Cannabis Genome Project, связанного с исследованиями марихуаны), после изучения документов по делу удивлялся:

Отправлять закрытые ключи в групповом электронном письме – это всё равно что помещать банковские пароли на открытку.

Понимаете, они точно не идиоты. Я гарантирую, что это люди, которые разбираются в криптографии с открытым и закрытым ключом. Минимум один из них прошёл мой курс по теории чисел, который знакомит студентов с основами модульной арифметики и систем линейной конгруэнтности, когда ему было 11 лет. Не сомневаюсь, что он знал хотя бы базовую математику криптографии ещё до того как поступил в Массачусетский технологический институт. То, что поведение менеджеров FTX кажется столь неуместным, намекает на тревожный аспект: похоже, перед нами был демонстративный слив, показная небрежность, скрывающая настоящие, по-настоящему защищённые операции, имеющие прямое отношение к мафии.

И сейчас, пока пытливые глаза во всём мире изучают участников и подробности уникального события, которое представляет собой крах FTX, сами ключевые игроки заняты странными гиковскими играми. Однако эта история привлекает слишком много внимания к другим людям, которые чувствуют себя более тесно связанными друг с другом, чем когда-либо прежде. 

Баффет, Морган и Джобс в коротких шортиках

Подъём Сэма Бэнкмана-Фрида (SBF) выглядит результатом трудов опытных и высокооплачиваемых ветеранов пиара. Из строительных блоков Массачусетского технологического, где почти каждый студент находится где-то между "чертовски умным" и "сверхгениальным", работы в известной фирме, занимающейся количественным трейдингом (Jane Street Capital), и одной милой и сексуальной сделки (использовал особенности криптоарбитража в Японии) было достаточно, чтобы иллюзионисты приступили к работе с шёлковой тканью "эффективного альтруизма". Бэнкман-Фрид попал на обложку Fortune в качестве "нового Уоррена Баффета". В другом месте он оказался "следующим Морганом". В пиаре нет удержу – мы видим этого молодого человека в шортиках рядом, например, с Биллом Клинтоном на фоне надписи FTX.

В придачу он ещё и "эффективный альтруист"! Он даже веган, который собирается спасать животных, и ваше сердце будет таять каждый раз, когда он протягивает вам стодолларовую купюру, на которую вы определённо не купите стейк, верно?

Несомненно, Sequoia, гигантский венчурный фонд, создающий образ неофутуристических столичных богов, понимал, как создаётся бренд Бэнкмана-Фрида, когда они вкладывали в него деньги и проецировали этот нереалистичный образ через свою развитую сеть влиятельных лиц. Вы только прочтите, как "Секвойя" представляет публике её нового кумира:

У каждого стартапа есть своя история. Apple была двумя хакерами в гараже Лос-Альтос. Google был двумя аспирантами в комнате общежития Стэнфорда. Alameda Research был всего лишь одним парнем в квартире в Беркли, совершившим единственную сделку с криптовалютой. Этим парнем был Сэм Бэнкман-Фрид, или – для друзей – просто SBF. Тем не менее сделка, которую он совершил и которая в конечном итоге привела к созданию криптовалютной торговой платформы FTX, далека от стандартной истории успеха в Силиконовой долине.

В 2017 году, когда ему было всего 25 лет, SBF обрушил так называемую премию Кимчи, аномальную разницу между ценой биткоина в большей части Азии и его ценой в остальном мире. Это был дерзкий арбитражный подвиг: SBF – единственный известный трейдер, которому удалось это сделать хоть сколько-нибудь значимым образом. И именно это сделало его миллиардером и, более того, возвело в статус легенды.

Неважно, что в реальности SBF заработал на этой сделке всего 20 миллионов долларов, а затем, как сообщается, растратил большую часть из них. А его миллиарды появились из ничего благодаря растущей оценке бизнеса, полученной за счёт рекламы и вливаний капитала.

"Духовная сингулярность эффективного альтруизма"

Но внимательные люди видели, что на этом фасаде определённо есть трещины. Конечно, лишь часть наблюдателей понимает, что легендарный Сэм Харрис, взявший яркое интервью у своего тёзки Бэнкмана-Фрида, – всего лишь интеллектуальный гуру тонкой бумажки (эта идиома имеет значение "неубедительный, хлипкий, ломкий" – прим. ЦГ), но этот подкаст должен был стать сигналом тревоги для сообразительных слушателей.

В интервью Харрису SBF говорил об "иерархиях бесконечности", о своём понимании некоей духовной сингулярности, которая придёт после разрушения… линейности. Я предполагал, что после разоблачения Бэнкмана-Фрида Харрис попытается замести это под ковёр, но нет – он не удалил подкаст и, более того, записал новый, где подчеркнул, что по-прежнему доверяет SBF и восхищается "эффективным альтруизмом".

Кстати, на тот случай, если веганство, утопические псевдофилософии и выступления Фонда Клинтона наскучат публике, SBF потратил или обязался выделить 350 миллионов долларов на спортивные проекты. В число этих трат входили, например, спонсирование стадиона клуба НБА "Майами Хит" и команды "Мерседес" "Формулы-1".

Заодно имя Сэма Бэнкмана-Фрида старались помещать рядом со звёздами – не только Клинтоном, но и Илоном Маском, а заодно и поклонником "синтетических маток" криптопрограммистом Виталиком Бутериным. Благодаря ряду СМИ, например, "выяснилось", что даже покупка Twitter** Маском была связана в основном с проблемой ботов, решение которой предложил SBF.

Можно задаться вопросом, была ли это платная реклама или уже журналисты подхватили волну, но так или иначе в мгновение ока SBF и FTX оказались повсюду. Вы не могли тогда взмахнуть дохлой кошкой (ещё одна очаровательная американская идиома, означающая предельную тесноту – прим. ЦГ), не попав в кого-то, кто работал над PR-кампанией Бэнкмана-Фрида.

От редакции: В следующей главе автор расскажет о финансовых и организационных подробностях крупнейшей криптовалютной аферы, которую организовали упомянутые выше деятели. Оставайтесь с нами!

Часть 1. Вступление

Часть 2. Извращённые подростки и контроль над Зеленским

Оригинальный текст опубликован на интернет-ресурсе Rounding the Earth: Grand Unified Theory of the FTX Disaster

* Соцсеть, принадлежащая признанной в России экстремистской корпорации Meta, запрещена на территории России

** социальные сети, заблокированные в России 

kemerovo.tsargrad.tv

Добавить комментарий