Россия обезопасила свои берега, но ВСУ теперь готовы бить даже по Турции и Болгарии
Военные действия на Черном море в ближайшее время возобновятся. Все указывает на подготовку к новому этапу военно-морской операции, которая расширит зону российскую безопасности вокруг Азовского и Черного морей — такой прогноз дает аналитик Сальваторе Меркольяно, адъюнкт-профессор из американского Университета Кэмпбелла.
Украинцы, опасаясь новых десантов, устанавливают в акватории морские мины. И на них подрываются гражданские и военные из других стран.
Так, в сентябре дноуглубительное судно ВМС Румынии подорвалось на украинской мине, которую оно пыталось обезвредить примерно в 25 морских милях к северо-востоку от порта Констанца, пишет издание Popular Mechanics. Подрывали украинские мины, подплывавшие к их берегам, и болгарские военные моряки.
Морская мина от берегов Украины доплыла до грузинского пляжа в Батуми. Мина взорвалась в сильном прибое, никто не пострадал. А спустя несколько дней, 14 февраля, в турецком Агве, к востоку от Стамбула, появилась не пришвартованная украинская мина. Она взорвалась недалеко от приморского ресторана, причинив незначительный ущерб.
Подобные инциденты говорят о том, что украинскую угрозу судоходству в Черном море необходимо как можно быстрее устранить.
Издание gCaptain: Россия надежно обезопасила главные участки Азово-Черноморского бассейна
Военные действия в черноморской акватории, в отличие от сухопутных, привлекали мало внимания западной публики. Между тем, уже в первые дни спецоперации Черноморский флот провел блестящий маневр, полностью перекрыв Одесский залив — это позволило отрезать Украину от остального мира по морю.
Корабли российского флота встали на рейд, в то время как штурмовые подразделения взяли под контроль Змеиный остров и ряд украинских нефтяных платформ. Украинцы при поддержке натовских инструкторов заминировали побережье, чтобы предотвратить высадку российских десантов. Украинская диверсия привела к потере гражданского судна Helt, принадлежащего Эстонии, пишет профессор Меркольяно в профильном издании gCaptain.
Украинцы наносили удары по освобожденным портам. В частности, по Бердянску, пытаясь поразить суда снабжения и десантные корабли класса «Аллигатор».
Огромным прорывом стало освобождение порта Мариуполь, которое позволило обезопасить северное побережье Азовского моря от украинских атак. Ключевых целью было не только создание сухопутного маршрута в Крым, но и сковывание инициативы ВСУ, пишет профессор Меркольяно.
Украинские войска больше не могли препятствовать потоку российских судов, следующих по обширной системе внутренних водных путей — рекам Дон и Волга, соединенным с Каспийским морем.
Суда, следовавшие из Ростова в Керченский пролив, больше не были в пределах досягаемости украинской артиллерии в Мариуполе и Бердянске.
Именно поэтому так важно сохранение сухопутного моста для стратегической стабильности в Черноморской акватории, пишет Меркольяно.
И именно поэтому Киев постоянно бряцает оружием, грозясь «перерезать» сухопутный мост атакой на Мелитополь. У украинцев, естественно, достаточных сил и средств уже сейчас нет — а они только иссякают, а не накапливаются.
Более того, за последнее время российские войска существенно усилили фортификацию на важнейших участках побережья Азово-Черноморской акватории — от Кирнбурнской косы до Арабатской стрелки.
Американский эксперт признает, что Россия на Черном море выигрывает не только военное, но и коммерческое противостояние. Российские грузы, несмотря на бряцание доспехов НАТО, спокойно отправляются в пункты назначения по всему миру.
Выигрывают и владельцы, и операторы мирового танкерного флота. Из-за ограниченного числа доступных танкеров для перевозки СПГ и сырой нефти стоимость транспортировки углеводородов на большие расстояния резко выросла. А вместе с нею — и прибыльность всех танкерных компаний, участвующих в морских перевозках. В том числе в Азово-Черноморском бассейне.
Профессор Меркольяно подвергает сомнению перспективы и военного, и даже коммерческого доступа Украины к Черному морю. Портовая инфраструктура пострадала, как и сельскохозяйственные угодья в южных областях (Одесской и Николаевой).
Нехватка работников и транспорта делает сложной и уборку, и доставку зерна. И в целом это повлияет на способность Украины экспортировать зерно.
— Рост мировых урожаев приведет к снижению стоимости украинского зерна. А это еще больше повлияет на способность ВСУ продолжать вооруженную борьбу. Тем временем российские грузы с продовольствием, топливом и удобрениями продолжают отправляться морем и приносить доход России, — с уважением к российской стратегии пишет профессор Меркольяно.
Военный аналитик, впрочем, боится, что обессилевшие украинцы попытаются ударить по российским товарным потокам. То есть заняться банальным морским пиратством: нападать на суда, отплывающие из черноморских портов. Тогда Черное море потенциально может превратиться в Персидский залив 1980-х годов, когда Ирак и Иран нападали на танкеры, отплывающие из портов их противников.
Не допустить украинской агрессии против российских судов должны как российские военные, так и мировая общественность. Неслучайно ведь гарантом «зерновой сделки» стала именно ООН. Ведь ситуация в Черном море непосредственно влияет на всю Евразию.