После начала специальной военной операции число фейков стало расти в геометрической прогрессии. Украинские информвойска открыли свой фронт для манипуляций общественным мнением в России.
Фейки фабрикуются на Украине и в некоторых странах Запада чуть ли не ежеминутно и потом сразу попадают в иностранные СМИ. И они транслируют, хотя раньше всегда заявляли, что тщательно проверяют всю свою информацию, а не занимаются пропагандой. Нет. Большинство западных СМИ сейчас занимаются именно что пропагандой.
Удар по "фабрике фейков"
Аппаратная телевышки была уничтожена с хирургической точностью. Разрушен 72-й Главный центр психологических операций Украины. По-другому – "фабрика лжи".
Их задача – сеять массовый психоз и панику. Поле боя – соцсети и средства массовой информации. Центр – полноценное военное подразделение, состоящее из подготовленных натовцами спецов. Структура создана по лекалам Северо-атлантического альянса. Личный состав – 1150 человек.
"НАТО действительно вовлечен в обучение украинских военных, украинского правительства классическим психологическим операциям", – заявил военный аналитик, бывший инспектор ООН по вооружениям в Ираке Скотт Риттер.
После начала специальной военной операции число фейков стало расти в геометрической прогрессии. Украинские информвойска открыли свой фронт для манипуляций общественным мнением в России. Рассчитано на эмоции, на то, что зритель и читатель не будет разбираться. К тому же надо знать нюансы, чтобы разоблачить подделку.
Как делают фейки
Типичный пример: якобы сбиты российские самолеты. Летчиков взяли в плен. Кровь, раны. Вот только у того, что слева – синяя синтетическая куртка, такой формы у наших пилотов нет. Синтетика в случае возгорания самолета смертельно опасна. Шевроны расположены не так, как надо. Да и камуфляж "горка" у того, что справа, не используется в нашей армии. Зато копию можно купить на любом рынке. То есть все это – постановка.
Фото: news.myseldon.com
Технологии фейков рассчитаны на массированный вброс. Когда количество важнее качества. И такие подделки рассыпаются при ближайшем рассмотрении. На другом видео – якобы Харьков, последствия бомбардировки российскими войсками. В реальности это порт Бейрута, где в 2020 взорвалась аммиачная селитра. Кадры одни и те же.
Еще один ролик активно распространяют западные СМИ. С подписью "Украинская девочка кричит на русского солдата". Никого не смущает, что пейзаж совсем не украинский. Это старый ролик времен палестино-израильского конфликта.
Существуют узловые штабы украинских центров психологических операций. Их как минимум четыре: Киев, Львов, Одесса, Житомирская область. Работают по британским и американским методичкам. Арсенал средств – от видеомонтажа и хакерства до телефонных звонков с угрозами.
"Запад начинает впадать в отчаяние. Украину используют как плацдарм для масштабной психологической войны", – объясняет экс-офицер армии США Скотт Беннетт.
В ход идет все: звуковые фрагменты, радио, изображения, постановочные видео. И они демонстрируют это американской общественности и политикам. Которые играют ключевую роль в поддержке воинственных настроений, которые выступают за новые санкции.
Помощь западных партнеров
Было и прямое финансирование с Запада. В перечне действующих проектов технической помощи Украине от других государств вновь значится воинская часть 4398. Графа "Инициатива по содействию безопасности на Украине". 123 тысячи долларов. Засветились и британцы – 77-я бригада кибервойск консультировала украинских военных.
"Организационно-штатная структура – пять отделов. Конечно, главный – аналитический, он не называется у них "штаб", и все отделы от печатной продукции до компьютерной обработки. И значительная часть – это привлечение к работе волонтеров и журналистов. Это уже опыт 77-й кибербригады Великобритании. Чувствуется этот почерк", – отмечает политолог Андрей Кошкин.
Нам удалось найти ведомость со штатным расписанием воинской части 4398. Все сотрудники-военнослужащие – "хамелеоны".
Например, Шевченко Ольга – старший лейтенант. Фотографии легко найти в интернете. Правда, имя под некоторыми снимками другое: Настя Малькова, Ольга Вишенько. Адрес регистрации – военный городок 161. Это и есть та самая часть 4398.
Задача таких сотрудников – распространять фейки. Привлекать к этому все новых друзей по соцсетям, агитировать блогеров.
Срочное задание
Игорь Живичкин из Калининграда ведет страничку о путешествиях. На днях он получил четкое ТЗ.
"Митинг конкретно в Калининграде, нам надо было выйти в определенное день, в определенное время, просто постоять там в качестве массовки, ну просто массовку набирали. 30 тысяч рублей. Причем там упор на то, что русские – плохие, украинцы – хорошие", – рассказывает мужчина.
Вот задание от кадровых спецов из закрытого чата: взять фотографию якобы пленного русского солдата. Сопроводить слезным текстом. И распространить по соцсетям. Другая категория – айтишники. Дмитрий Бутенко – специалист по компьютерным технологиям. В специальных чатах его коллеги предлагали нашим программистам организовать атаки на российские ресурсы.
"Украина не обладает такими техническими, технологическими возможностями, чтобы столь масштабно атаковать нашу систему информации. Нужно иметь еще более мощные компьютеры и еще более мощных компьютерщиков. Такими возможностями, боюсь, обладает только одна страна – Соединенные Штаты Америки", – говорит политолог Дмитрий Журавлев.
Операции Украины
DDoS-атаки уже "роняли" ресурсы банков, аэропортов, министерств. "Известиям" удалось поговорить со связной украинской хакерской группы "Берегини". Они занимаются разоблачением психологических операций 72-го ЦИПСО.
"Их задача – дестабилизировать обстановку на территории России, создать определенные кластеры, которые будут противостоять нынешней власти, нынешней армии, каким-либо представителям госструктур. В первую очередь они анализируют нашу местную обстановку, выявляют какие-то слабые места. Например, взять ту же самую оппозицию. Дальше через оппозицию намного проще действовать, распространять эти новости, сколько сейчас существует оппозиционных тех же самых телеграм-каналов, которые готовы подхватить любую их новость и начать распространять в своих сетках", – пояснила собеседница.
Подход к операциям – научный. На сайте украинских госзакупок – заказ от воинской части 4398 на исследование "Социокультурная сегментация населения Поволжского федерального округа России". Стоимость – 1 миллион 600 тысяч гривен. Около 6,5 миллиона рублей. Искали проблемы, на которых можно сыграть. В Москве разжигали межнациональную рознь, в Воронеже подстрекали к бунту против городских властей.
"На самом деле распространить фейковую новость – это не так уж сложно. В первую очередь начинают распространяться массовые, их начинают подхватывать именно фейковые новости, потому что они являются, ну, чем-то бомбическим, они вызывают шок. И пожалуйста, все начинают подхватывать", – добавляет связная.
Была строгая отчетность: вот презентация сотрудников. Операция по подрыву доверия к руководству России в смежных с Украиной областях. Итог: вброшено два видеоролика, 15 сообщений в соцсетях, 100 тысяч просмотров. И доказательства работы – скриншоты.
Под строгим контролем
Большинство сотрудников фабрики фейков прошли обучение в Киевском университете имени Шевченко. Это кузница кадров для ЦИПСО, там есть военный институт. В наличии – даже рекламный ролик курса по манипуляциям.
Автор – компания Adventure Partners, сотрудничала с ЦРУ. Среди официальных партнеров – министерство нацбезопасности США, Госдеп, Facebook. Теперь понятно, почему фейки так легко проходили проверку соцсетей. Покровители ЦИПСО – разведки США и Британии.
"Обучение психологическим операциям проводится военными спецподразделениями из таких армейских частей, как Форт Брэгг центрального командования США. Также этим занимаются на военной базе в Штутгарте в Германии. Они приглашали туда украинских лидеров. Они посещали и британские центры спецопераций, такие как Oxford Intelligence. Это ключевые центры для MI-5 и MI-6 со времен Второй мировой войны", – рассказывает отставной офицер Скотт Беннетт.
Удар по штабу 72-го центра психологических операций – только первый шаг. Есть и другие фабрики лжи. И они продолжают работать под пристальным руководством западных спецслужб.