«Одни уголовки и брошенные объекты»: Неожиданные откровения вице-премьера Марата Хуснуллина
Фото: 103news.com

Выступление Марата Хуснуллина в Совете Федерации достойно быть изданным отдельной брошюрой. Чиновник, не стесняясь, рассказал, как продолжит затыкать дыры в бюджете "Автодора" за счёт автомобилистов, плодить ненужные стройки на бюджетные деньги, умолчал только про мигрантские чартеры. Но мы-то помним.

То хочу, то не хочу

2 ноября вице-премьер России Марат Хуснуллин выступил на правительственном часе в Совете Федерации – и был обласкан сенаторами. Персона Хуснуллина давно вызывает живой интерес, и одобрение Совфеда, конечно, не могло не заинтриговать ещё больше. А особенно зацепила выхваченная из контекста фраза про "700 городов в России, где за 10 лет не было построено ни одного многоквартирного дома". С каких это пор одиозный вице-премьер, который год назад говорил "Вот я Еврейской автономной областью не хочу заниматься, не хочу с точки зрения трудозатрат", вдруг заинтересовался русской периферией?

Увы, при внимательном просмотре выяснилось, что "700 городов" были лишь риторической фигурой речи, призванной подчеркнуть значимость факта строительства десяти зданий в Чистополе – по странному совпадению на родине вице-премьера, где сейчас разворачивает свой бизнес его сын. Поэтому о городах мы поговорим чуть ниже, а пока…

О платных дорогах

Очень много времени уделил Хуснуллин автомобильным дорогам – разумеется, платным. Там прозвучали совершенно потрясающие вещи.

Пожалуй, лучшая фраза выступления:

Когда "Автодор" строил М11 "Нева", то привлекли внебюджетных средств под 12–14%. Создали дыру внутри "Автодора" в 130 миллиардов, которую мы сейчас вынуждены шаг за шагом системно закрывать. А системное закрытие – это только один источник – стоимость проезда.

Вы понимаете, что сказано? Они взяли невыгодный кредит на то, чтобы брать с нас деньги, и чтобы его отдать, они возьмут с нас ещё больше денег.

При этом Марат Шакирзянович затруднился назвать стоимость проезда по строящейся платной трассе М12 "Москва – Казань", но из его слов понятно, что прежняя цифра в 3 тысячи рублей для легковушки более неактуальна:

Будем искать паритетный уровень цен.

Паритетный с чем? Такой уровень может быть только при наличии столкновения интересов, конкуренции, а тут – совершенно монопольный процесс. Не хочешь платить – получай кочки и ловушки на "бесплатной альтернативе". За примером далеко ходить не надо, вон Минское шоссе за МКАД – сначала много лет вялого ремонта, сейчас абсолютно нелогичное чередование скоростных режимов 60, 80, 90, 110, а почему? Потому что есть платный Северный объезд Одинцова, куда хочется собрать максимальный трафик. Подлость? Коммерция!

Страшно подумать, ведь ещё в первой половине 2019 года планировалось не строить платную трассу, а реконструировать бесплатную – "Волгу" (М7), соединяющую Москву и Уфу через Владимир, Нижний Новгород и Казань. Но под шумок кризисов передумали – и старая дорога так и останется с ямочным ремонтом, все силы будут брошены на новую. Здесь уместно напомнить, что "помешанные на долларе" американцы во время Великой депрессии привлекали своих граждан на строительство бесплатных трасс, а мы – гастарбайтеров на платные.

Кстати, когда основные коммерческие трассы будут построены (в представлении Хуснуллина значимых городов в России мало, связать их несложно), основной их оператор государственная компания "Автодор" выйдет на приватизацию. И мы наконец увидим реальных бенефициаров нынешней высокополезной деятельности чиновников.

А как страна сотни лет строила дороги и не брала при этом плату за проезд по ним, вообще непонятно. Магия какая-то, не иначе.

О льготной ипотеке

Перейдём к строительству жилья. Здесь главное требование Хуснуллина – развивать механизмы льготной ипотеки, в том числе на вторичное жильё, потому что иначе "жилищное строительство развиваться не будет".

Напомним, что такое льготная ипотека.

Застройщик устанавливает рыночную цену на свой объект, никаких регуляторных ограничений тут нет.

Банк предлагает кредит под рыночный процент, регуляторные ограничения здесь невелики и начинаются только выше уровня "ключевая ставка + 2 процентных пункта" – это сейчас 9,5%.

Государство, выполняя свои обещания, платит банку часть процентов вместо заёмщика – скажем, если льготная ставка равна 1,0%, а кредит выдан под 9%, то выплата почти всех процентов шла бы из нашего общего бюджета.

При ипотеке в размере, например, 8 млн руб. на 15 лет государство заплатит банку (8% от 8 млн) * 10,2 млн руб. То есть каждый взрослый житель страны скинется в помощь покупателю и особенно банку по 10 копеек. А если таких субсидированных кредитов будет миллион? По сто тысяч из каждого кармана через налоги, сборы, пошлины, акцизы, штрафы?

То есть государство охраняет права застройщика и банка на создание рыночных условий, но делает это за счёт своих налогоплательщиков – вместо того, чтобы твёрдой рукой вмешаться в ценовую и тарифную политику, как это происходит, например, на транспорте и в энергетике. Получается, Хуснуллин сильнее глав Минтранса и даже Минэнерго?

Тот, кто у нас мощный лоббист, доходит до президента…

– сказал в том же выступлении вице-премьер по несколько иному поводу.

К слову, в 2022 году в России выдано 896 тыс. ипотечных кредитов на 3,2 трлн рублей. Спрос на жильё есть, но какая часть у него инвестиционная (вложить хоть во что-то), а какая – реальная потребность в улучшении жилищных условий, сказать сложно.

О деньгах и уголовке

Хуснуллину мало денег по Федеральной адресной инвестпрограмме (ФАИП):

У нас цифра 900 миллиардов не меняется уже 7–8 лет. А инфляция какая за эти годы! Не от хорошей жизни мы сконцентрировали ФАИП на Минстрое. Кто-то, может, думает, что там борьба за полномочия… Но это огромная неприятная тяжёлая работа.

Не за полномочия, Марат Шаркизянович. За деньги. Давайте спросим Минстрой, готов ли он отдать эту неприятную работу, например, Минтрансу – вряд ли ответ будет положительным.

Денег так мало, что

… мы наплодили 5 триллионов незавершёнки. Чтобы её закончить, надо ещё 3–4 триллиона.

Назван и самый провальный заказчик – вице-премьер обрушился на Министерство культуры:

Там одни уголовки и брошенные объекты.

Интересно как. А он что, рассчитывал увидеть в Минкульте экспертов по девелопменту, способных грамотно рассчитать проект? Казалось бы, наоборот, Минстрой в таких случаях должен помогать своими специалистами. Но нет, он занят "неприятной тяжёлой работой".

А вот теперь о городах

И всё же – тема городов и населённых пунктов вообще как неотъемлемой части русского народосбережения, не может не волновать Царьград. Что с ними происходит, как живут эти семьсот городов, где не ступала кирка Хуснуллина?

В "старой" России – с Крымом, но без новых территорий – чуть больше 1100 городов, то есть стройки идут в 400.

А городов и вообще населённых пунктов при этом становится всё меньше. Но если причины смерти деревень, сёл, даже ПГТ более-менее очевидны, то города исчезают двумя способами.

Первый – объединение, укрупнение (главным образом в процессе превращения районов в городские округа). Подмосковная Балашиха, скажем, несколько лет назад поглотила Железнодорожный, превратившись в монстра-полумиллионника. Чуть больше повезло уютной Ивантеевке – её включили в тревожное Пушкино (мигрантам есть где разгуляться на раздватри), несмотря на активное нежелание её жителей, но при этом статус оставили – получился "город в составе города".

Второй – лишение статуса города в связи с убыванием населения. В этом веке такая судьба постигла калининградский Приморск, камчатские Ключи, сахалинские Горнозаводск, Красногорск, Чехов, Шахтёрск…

Но многие из тех, кто остаётся – зачастую не совсем города. Географ Алла Махрова, например, резонно утверждает, что по такому немаловажному критерию, как уровень обеспеченности канализацией, треть русских городов – фактически сёла (там менее 70% жителей имеют доступ к этой услуге).

Вот что надо развивать! Вот где надо строить дороги и малоэтажные дома! А слова Хуснуллина о "700 городах" – не более чем риторическая фигура с элементом лицемерия. Пока мы не увидим чёткий отказ от "плана 41 агломерации к 2030 году", причём отказ с покаянием, мы будем считать, что он выполняется – и противостоять ему всеми силами.

Что с того?

Рассуждения Хуснуллина о необходимости увеличения темпов строительства, финансирования, поддержки вроде бы очень логичны, но все они покоятся ровно на одном основании – самой по себе необходимости возведения такого количества жилья в стране, где нет и не намечается демографического роста. Эта необходимость не обсуждается, хотя перед нами не аксиома, а теорема, очевидного доказательства которой не видно. При этом строительство зачастую подразумевает снос не только отживших своё, но и вполне качественных домов. И главное, практически всё это жильё – многоквартирное, то есть увеличивающее скученность, концентрацию населения. А заодно дающее прекрасную пищу любой новой эпидемии.

Приоритетное развитие уже развитых городов и регионов – путь опустения России. Это способствует оттоку людей с "неразвитой" территории – причём людей самых энергичных и инициативных. Несколько регионов-доноров и под 80 дотационных – колоссальный перекос экономики, совершенно не соответствующий её реальным потребностям.

В наше время, когда минимум 20–30% работников вообще не нуждаются в рабочем месте за пределами своего дома, особенно нелепо концентрировать население в пресловутой 41 агломерации, обрекая большинство территорий на запустение.

У нас что, мало народу в двух столицах? Может быть, вместо того чтобы застраивать "хуснуллинками" Москву, Подмосковье и Питер, стоит строить жильё там, куда хотелось бы привлечь людей, где надо спасти от вымирания населённые пункты, чтобы вновь зацвела земля? Одежду штопают там, где прохудилось, а не в крепких местах.

Застраивать "точки роста", "места силы" – это быстрые деньги, но и вымирание страны. Медленное развитие, равномерное расселение – единственная альтернатива, которая имеет далеко отсроченную, но куда более надёжную окупаемость.

Русская земля – святая. А свято место пусто не бывает. Уйдём мы – придут другие. Про свою любимую тему "ещё пять миллионов мигрантов" Хуснуллин на сей раз ничего не говорил. "Гастарбайтерские чартеры" едут по России в информационной тишине – только Царьград пытается поднимать проблему.

kemerovo.tsargrad.tv

Добавить комментарий

Комментарии  

"Одежду штопают там, где прохудилось, а не в крепких местах." Привыкли штопать, в мозгах и генах сидит. Лучше купить новую !