У педагогов появился стимул полюбить классное руководство
Фото: Дмитрий Ягодкин/ТАСС

За эту «добровольную повинность» платить будут вдвое больше. Но не всем

В России увеличен вдвое размер ежемесячных выплат для школьных классных руководителей и кураторов групп в колледжах и техникумах, которые работают в городах и селах с населением менее 100 тысяч. человек. Соответствующие постановления подписал председатель правительства Михаил Мишустин.

Как следует из документов, опубликованных на сайте кабмина, с 1 марта преподаватели, исполняющие такие функции, вместо сегодняшних пяти тысяч будут получать десять. На эти цели в 2024 году из федерального бюджета выделят почти 3 млрд рублей. Средства, как отмечается, будут перечисляться в субъекты РФ исходя из прогнозируемого количества классов образовательных организаций с учетом комплектации на начало учебного года.

О необходимости увеличить двукратно выплаты педагогам за классное руководство и кураторство президент России Владимир Путин заявил в ходе послания Федеральному собранию 29 февраля 2024 года.

При этом он подчеркнул, что особое внимание нужно уделить именно малым городам, райцентрам, поселкам и селам, где проживает менее 100 тысяч человек. Одновременно указав на большую роль наставничества в воспитании молодежи.

Кроме того, глава государства поставил задачу в целом совершенствовать систему оплаты труда бюджетников и добиваться роста их доходов. По его мнению, несправедливо, когда «работа учителя или врача везде одинаково сложная и крайне ответственная», может заметно отличаться даже в соседних регионах.

Вопрос повышения выплат для этой категории педагогов был рассмотрен в ходе отчета правительства в Государственной думе 3 апреля. В своем докладе Михаил Мишустин сообщил тогда, что эта мера затронет в общей сложности более 565 тысяч педагогов — столько всего классных руководителей и кураторов трудятся в населенных пунктах, где проживает менее 100 тыс. человек. Премьер назвал их настоящими наставниками, на плечах которых лежит огромная ответственность.

Также он отметил, что по поручению главы государства с 1 сентября ежемесячное стимулирующее вознаграждение в размере 5 тысяч рублей станут получать советники директоров по воспитательной работе школ и колледжей. Это коснется около 37 тысяч сотрудников.

Конечно, новая мера поддержки педагогов очень важная. Хоть и принято говорить, что дело не в зарплате, а в любви к своей работе. Но, как сказал герой одного известного советского фильма: «Товарищи, деньги пока еще никто не отменял».

Другое дело, что и тут, безусловно, важен баланс — когда за любимую и хорошо выполненную работу еще и хорошо платят.

А те пять тысяч, которые учителя получают (повышение ведь обещают только педагогам в малых городах и селах) за классное руководство, это — насмешка. Учитывая, сколько времени, а также душевных и физических сил им приходится тратить на классные часы, праздники, олимпиады, организацию питания, родительские собрания, работу с проблемными детьми и их родителями.

Классный руководитель отвечает даже за то, что его ученик делает после уроков. Если что-то случается, спросят с него — мол, плохо вел воспитательную работу.

Обязанности классного руководителя непомерно высоки. Именно поэтому многие педагоги стараются по возможности не взваливать не себя эту «добровольную повинность».

На этот счет есть даже анекдот. В темном переулке грабитель напал на учительницу и потребовал отдать часы. А та отвечает: «Часы не отдам — классное руководство забирай!».

Его, к слову, рассказала преподаватель одной из школ на встрече с Владимиром Путиным в июне 2017 года. Президент тогда пригласил в Кремль классных руководителей выпускников, а они во время беседы посетовали, что им мало платят и попросили у главы государства надбавку за свой труд.

И вот, наконец, случилось…

Оценить эффект от новых мер «СП» попросила депутата Госдумы, первого заместителя председателя Комитета по образованию и науке Олега Смолина:

— Хочу напомнить, что впервые идея доплачивать за классное руководство из федерального бюджета была предложена в 2011 году в законопроекте «О народном образовании», который ваш покорный слуга тогда подготовил.

Затем были очередные отдельные законопроекты о надбавках за классное руководство. И нам тоже говорили, что это нереально, что денег нет.

Но вот президент объявил эту программу, и деньги, как я понимаю, нашлись. Естественно, мы приветствовали это решение.

Теперь увеличиваются надбавки за классное руководство для педагогов в городах и селах с населением до 100 тысяч жителей. Это важное решение, которое должно помочь закреплению педагогических кадров в малых городах и на селе. Но, с моей точки зрения, оно является паллиативом. То есть, преодолеть кадровый кризис в российском образовании оно вряд ли сможет. Хотя, безусловно, мы его поддерживаем двумя руками.

Я напоминаю, что средняя нагрузка российского школьного учителя 1,8 ставки. И при этом, по данным Народного фронта, в 75 регионах РФ Указ президента от 12 мая 2018 года не исполняется. Поэтому необходимы более фундаментальные меры по повышению заработной платы и социальным гарантиям на селе.

«СП»: Поясните, какие?

— Заработная плата педагогов должна быть повышена, как того требует Указ президента — т.е. до средней по региону при работе на одну ставку. Подчеркиваю, на одну, а не почти на две, как сейчас.

И я думаю, необходимо в полной мере вернуть объем льгот по коммунальным услугам для сельских учителей. Эти льготы существовали при царях, при генеральных секретарях, но, к сожалению, были резко сокращены. Особенно, в законе «Об образовании» 2013 года.

Поэтому новые меры — шаг правильный. Но нужно делать следующий.

По мнению Всеволода Луховицкого, учителя русского языка и права одной из московских школ, любые дополнительные выплаты, хотя бы небольшой части педагогов, это хорошо.

— Было бы странно, если бы я сказал, что не надо людям выплачивать. Точно так же, по-моему, для всех очевидно, что необходимо кардинальное повышение зарплат всех учителей, в целом.

«СП»: Изменится ли теперь отношение к классному руководству, которое столь нелюбимо учителями?

— К сожалению, сейчас во многих регионах учителя, наоборот, воюют между собой за классное руководство. И иногда берут два и даже три классных руководства, чтобы получить хоть какие-то деньги.

Так что тут вопрос не в том, что учителя отказываются. А в том, что даже пять тысяч, тем более, если добавят еще пять, это для многих учителей очень существенная прибавка.

Разумеется, речь не идет здесь о качестве воспитательной работы. Потому что такая нагрузка (вести классное руководство в двух или трех классах) противоречит качественной работе.

«СП» Как сделать, чтобы было качественно, и чтобы довольны были учителя и ученики с родителями?

— Надо сделать ставку учителя — 18 часов в неделю — не меньше двух минимальных размеров оплаты труда (МРОТ). И ввести отдельную должность классного руководителя, за которую опять-таки надо платить отдельно. То есть платить меньше, чем МРОТ, нельзя будет.

svpressa.ru

Добавить комментарий

Комментарии  

Абакан в пролете? И только потому, что один человек сказал, что особое внимание надо уделить селам и малым городам? Или Мишустин пытается сэкономить, типа не так понял?
Почему только повысили 5 тыс.за кл.руководство учителям в малочисленных городах.У них и детей -с гулькин нос.А в больших городах в классах по 35 учеников!Нагрузка огромная!Почему обделили тех кл.рук,которые больше работают?Где справедливость????
В городах ещё есть кто с 35 человеками в классе за эти деньги работает. А даже если и будет не хватать повешают монитор и пускай те, у кого нет денег или ресурса детей в приличную школу пристроить, уроки в записи смотрят на какой нибудь грефовской платформе. Оптимизация должна быть экономной.
В больших городах и классов больше, учителя имеют возможность вести больше часов.
Скажите пожалуйста, кто-нибудь из родителей знает кто такой советник. Для чего он нужен , кому нибудь он помог?
А ещё в школе ввели должность председателя РДДМ (Движения Первых), она вообще не оплачивается, а работа огромная. И спрашивают как будто платят 100 тысяч
Не пришлось долго обольщаться классным руководством. Не успела за себя порадоваться, как мой директор школы решила, что снимет с меня классное руководство в 6 классе. Причины могут быть самые разные и абсурдные тоже. Наш директор школы-позор всей системе образования...
Считаю это решение несправедливым. В населённых пунктах с количеством жителей менее 100 тыс. и количество учеников в классах меньше, а в деревнях и вообще есть классы по 3-4 человека. Городские же школы задыхается от числа обучающихся, КРТ полным ходом, дома жилые растут как грибы, а школ не хватает, учителей нет, в классах по 30-35 учеников на одного классного руководителя, а получать он оказывается за свою нагрузку будет меньше сельского учителя???
В городе по 43 ученика в классах, очень много внеурочной работы. Больше контролируют именно работу классного руководителя, чем уроки. В итоге в нашем городе сняли 1тысячу за классное руководство, видимо ,чтобы отдать малым населеным пунктам. Ужас! Отнять у одних учителей, чтобы доплатить другим учителям.
Спасибо Смолину на добром слове. Жаль только, что это всего лишь мечта!
Я, сельский учитель которому обещены дополнительные выплаты за классное руководство, сегодня 18.04.24г. выплат нет. Пока завидовать нет оснований.
Почему классный руководитель отвечает за своего ученика после уроков, ночью, в каникулы и даже в летние каникулы, когда учитель в законном отпуске??? Разве ученик живет в доме учителя??? А где же уважаемые родители этого ученика? Они не должны принимать участие в жизни ребенка и воспитывать свое чадо даже летом??? И неужели кто то еще думает, что учитель не отрабатывает сполна деньги за классное руководство??? Тогда вы можете попробовать эту ношу!!!